Наши партнеры Наши партнеры
Газета Газета "Вестник природы"
Биосферный резерват "Башкиский Урал"

Наш гимн

Полезные ссылки



 









Новости

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Отдел экологического просвещения, рекреации и туризма в национальном парке «Башкирия» создан 1 января 2002 г. За 9 лет существования деятельность отдела приобрела целенаправленный и масштабный характер и широкую социальную направленность. В отделе работают 9 человек: – главный специалист по туризму и рекреации, методист, 4 специалиста по экологическому  просвещению, художник, 2 инструктора.

Одно из самых значимых направлений эколого-просветительской деятельности – работа со школьниками. Парк проводит внешкольные занятия с детьми, викторины, конкурсы, акции «Чистый берег», «Первоцвет», тематические передвижные выставки, экологические экспедиции по территории парка. При Иргизлинском лесничестве в 1998 г. организовано школьное лесничество «Лесовичок». Целью всех занятий с детьми является воспитание всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Школьное лесничество «Лесовичок» вошло в число лучших в Республике Башкортостан. 

Начиная с 1996 г., НП «Башкирия» принимает участие в «Марше парков» – международной экологической акции, призванной привлечь внимание граждан и властных структур к проблемам сохранения уникальных природных комплексов и объектов. Успехи национального парка «Башкирия» в проведении «Марша парков» отмечены дипломами «Центра охраны дикой природы».

В рамках работы с взрослым населением проходят различные мероприятия. Особое внимание уделяется работе с педагогическим корпусом. Проводятся семинары для учителей биологии и географии (совместно с отделами народного образования Мелеузовского и Кугарчинского районов), конкурс на лучший урок, научно-исследовательская конференция детей «Я-исследователь».

В 2005 году проект национального парка «Башкирия» «Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше!», представленный на конкурс, получил финансовую поддержку (пять тысяч долларов) Всемирного фонда дикой природы (WWF). Грант использовали для развития народных промыслов и вовлечения местного населения в процесс развития экотуризма на территории национального парка. Это явилось началом изготовления изделий из глины.

Значительно активизировалась работа со средствами массовой информации. Выступления по радио и телевидению, сотрудничество с местными (районными), республиканскими и федеральными средствами массовой информации, публикация статей в изданиях, как «Путь Октября» и «Кунгак» (Мелеузовский район), «Кугарчинские вести» (Кугарчинский район), «Тан» (Бурзянский район), «Заповедное братство» (Смоленская область) – это неполный перечень совместной деятельности со СМИ. 

В сентябре 2002 г. начали выпуск собственной детской экологической газеты «Лучик солнца» и газеты «Умырзая» («Первоцвет»), в данный момент газета называется «Вестник природы», учредителем является национальный парк «Башкирия» и выходит четыре номера в год.
Продолжается развитие музейного дела, широко практикуется организация и размещение парком тематических выставок, ориентированных для различных слоев населения. 

Первые экспонаты музея национального парка поступили 1997 году, от населения и часть из школьного музея, который закрылся на тот момент. С тех пор пополняются экспонаты и обновляются экспозиции. В 2007 г. на средства выделенные по Гранту Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) по проекту «Программа «Заповедники и Национальные парки России» был оснащен информационный центр, который включает в себя музей, актовый зал, сувенирный уголок, фойе. В новом музее выделены экспозиции: памятники природы, историко-этнографический стенд, природные объекты, интерактивный стенд «Следы». Детские поделки из природного материала, рисунки, плакаты, сувениры, фотографии выставлены в актовом зале и в фойе. За эти годы накоплен немалый библиотечный фонд и видеотека. В информационном пункте проводятся лекции, беседы, демонстрируются фильмы на природоохранную тематику и о национальном парке.

Расширился ассортимент и возросло качество выпускаемой отделом рекламно-издательской продукции (буклеты, брошюры, аншлаги, плакаты, значки, баннеры, книжки, методические пособия, памятки для посетителей, календари и т.д.). Продукция распространяется в ходе мероприятий, проводимых парком, и в информационном центре.

Основными критериями успешной работы отдела мы считаем:
  • положительные изменения, произошедшие у местного населения в отношении к деятельности национального парка;
  • активное сотрудничество с отделами образования, с главами сельских администраций, со школами трех районов и ближайших городов,
  • повышение качества и уровня работы с детскими дошкольными учреждениями;
  • увеличение числа граждан, желающих сотрудничать с национальным парком на взаимовыгодных условиях;
  • увеличение числа печатных статей в СМИ;
  • увеличение числа туристов на конных и пеших маршрутах.